images-top Сенсорная комната

Сенсорная комната


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

66011843

Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психологом  индивидуально. 
После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. 
Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться индивидуально  или подгруппами по 2-4 человека. Количество человек на занятиях определяется целями работы и возрастом пациентов. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта. 
Занятие в СК проводятся в игровой форме. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

03905198

МЕТОДИКИ РАБОТЫ

Использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Примеры воздействия на организм некоторых цветов:
КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; 
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; 
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; 
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; 
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. 
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль. 
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. 
Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: “Спи, моя радость, усни” (Моцарт - Флис), “Сон приходит на порог” (Дунаевский - Лебедев-Кумач), печкою поет сверчок” (Островский - Петрова), “Колыбельная Светланы” и т.п. 
Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, и “Октябрь” из цикла времена года и др. 
К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П. Чайковского - вальсы из балетов, тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки “Романсы”; А. Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. 
К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен.
Каждому аромату присущи свои достоинства:
* чабрец, ромашка, бергамот, лимон - это ароматы широкого спектра действия;
* лимонник, мелисса, шалфей - являются стимуляторами; 
* ладан, сандал, душица - релаксаторами; 
* роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево - обладают восстанавливающими свойствами;
* мускатный орех, шалфей - согревающими и тонизирующими свойствами; 
* ладан, лаванда, мята - охлаждающими.

s71595599

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате.

Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Только не надо видеть в предложенных играх готовые рецепты, они должны лишь служить стимулом для самостоятельного творчества.

Ранний возраст.
Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС. 
Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша. 
Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. 
Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.
I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций. Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы).
Примерный ход занятия 
- Светоцветовой фон выключен.
- Взять ребёнка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять поддержку спины и головы ребёнка.
- Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал взглядом. 
- Медленно поворачивая ребёнка, следя за тем, чтобы ребёнок продолжал удерживать колонну в поле зрения.
- Через некоторое время упражнение повторить (возможно 3 - 4 повторения).
- Затем выключить колонну и включить зеркальный шар.
Обратите внимание на раздел противопоказания! (стр.18)
II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций. 
Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности.
Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он потерял, то начните сначала.
По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.
III. Для развития тактильных ощущений.
Применяются предметы различной формы из разного материала. 
* Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик. 
* Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой). 
* Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.
IV. Для развития эмоциональной сферы.
На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий.
Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.
V. Развитие общей моторики. 
В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.

03905198

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия. 
Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. 
Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.
Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки.
Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.
Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.
Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
Можно выделить два направления в данной работе:
* Развитие рецепторов, содержащихся в коже;
* Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.
Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. 
Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.
Подростковый возраст.
Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы. 
В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков. Для этого необходимо решать ряд задач
* восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
* создание чувства безопасности, защищённости;
* достижение релаксирующего эффекта;
* возвращение способности ощущать своё тело;
* восстановление тактильной чувствительности;
* развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Рекомендуемые упражнения

Упражнения для детей от рождения до года

Упражнения для детей от рождения до года строятся в зависимости от психического развития ребенка. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно усложняя его содержание. Комплектование, загруженность и продолжительность варьируются педагогом.

Упражнения распланированы по принципу концентричности, т.е. последовательного развития всех видов чувствительности с увеличением запаса приобретенных умений.
Упражнения направлены на развитие ведущих каналов восприятия: кинестетического, аудиального, визуального.

Упражнение "Ладошка"
Цели:развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта. Материалы:модуль.
Ход упражнения
Педагог укладывает ребенка на модуль лицом к себе, берет в свои руки ручку ребенка, нежно гладит ее своей рукой. Затем каждым пальчиком малыша стучит по своей ладошке, комментируя свои действия. Снова берет в свои руки ручку ребенка, нежно гладит ее своей рукой. Затем он берет руку малыша и стучит ею о свою ладонь. Заканчивается упражнение нежным поглаживанием.
Педагог постоянно разговаривает с малышом, комментируя свои действия.

Упражнение «Пальчики»
Цели: развитие тактильной чувствительности; мелкой моторики, обогащение сенсорного опыта.
Материалы: модуль, светооптические волокна.
Ход упражнения
Педагог укладывает малыша на модуль. Пока малыш рассматривает светооптические волокна, мерцающие панно, педагог берет в свои руки ручку ребенка, нежно гладит ее своей рукой. Затем делает ребенку массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постукивая пальцами своей руки по подушечкам его пальчиков.
Педагог комментирует свои действия или рассказывает стишок, например:
Маленький мизинчик – плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет, что все это значит.
Старший братец очень строгий, не желает слушать.
Указательный спросил: «Может, хочешь кушать?»
А большой бежит за ложкой, тащит риса ложку.
Говорит: «Не надо плакать! На, поешь немножко».

Упражнение «Зеркало»
Цели: развитие отраженного восприятия; обогащение сенсорного опыта.
Материалы: зеркало.
Ход упражнения
Педагог подносит ребенка к зеркалу, привлекает внимание малыша своему отражению, используя речь, мимику. Он анализирует, как ребенок рассматривает лицо человека.
Затем взрослый привлекает внимание малыша к его собственному отражению: ставит его ручки на зеркало, стучит его пальчиком о зеркало, шевелит его ножками.
Важно, чтобы ребенок некоторое время понаблюдал за своим отражением.

Упражнение «Пузырьки»
Цели: развитие кинестетического анализатора; обогащение сенсорного опыта.
Материалы: трубка с пузырьками.
Ход упражнения
Педагог и ребенок располагаются возле трубки с пузырьками и рыбками. Взрослый привлекает внимание малыша к трубке. Обратив внимание на рыбок, педагог помогает малышу «поймать» рыбку пальчиком.Исследуя поверхность трубки, ребенок проводит пальчиком то вверх, то вниз.
Упражнение «Бусинки»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности; стимулирование умения брать предмет двумя пальчиками.
Материалы: светооптические волокна, набор бусинок.
Ход упражнения
Педагог показывает малышу бусы, нанизанные на светооптические волокна: «Это бусы мишки. (Привлекает внимание малыша красотой бус.) Но случайно бусы рассыпались, и мишка очень расстроился. Давай  поможем ему собрать бусинки». Педагог совместно с ребенком собирает бусы. Когда бусинки будут собраны, педагог нанизывает их на нитку, хвалит малыша: «Мишка говорит тебе «спасибо»!»

Упражнение «Краски»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Материалы: краски, зеркало.
Ход упражнения
Педагог говорит ребенку, что сейчас они будут рисовать на зеркале. Затем он обмакивает пальчик малыша в краску и проводит им по зеркалу. Далее взрослый обмакивает ручку малыша в краску и оставляет отпечаток на зеркале. После этого педагог побуждает ребенка размазывать краски по зеркалу двумя пальчиками, всей ладошкой, обеими ручками, шлепать ладошками по зеркалу, оставляя следы.
Развитие зрительного анализатора

Упражнение «Трубка»
Цели: развитие зрительного сосредоточения, умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет.
Материалы: трубка с пузырьками.
Ход упражнения
Малыш сидит на руках у педагога. Педагог подносит его к трубке. Трубка работает в режиме подсветки без пузырьков. Педагог привлекает внимание ребенка к трубке, приближая его к ней на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки; убеждается, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд. Затем педагог с ребенком отходит направо, налево.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цели: развитие зрительного сосредоточения, умения удерживать в поле зрения движущийся предмет.
Материалы: набор геометрических фигур разного цвета.
Ход упражнения
Малыш укладывается на  матрац. Педагог привлекает внимание малыша к геометрической фигуре (например, кубику), то, приближая его на расстояние 20-30 см, то удаляя на расстояние вытянутой руки. После того как взрослый убеждается, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд, он медленно перемещает кубик вправо, влево, прячет его за спину.Затем педагог разговаривает с малышом, вновь показывает ему кубик, побуждая его сосредоточить взгляд на геометрической фигуре.

Упражнение «Отражение»
Цели: развитие восприятия отраженного.
Материалы: зеркало, трубка с пузырьками.
Ход упражнения
Педагог подносит ребенка к зеркалу и привлекает внимание малыша к отражению трубки в зеркале. Важно, чтобы ребенок некоторое время понаблюдал за движущимися пузырьками, плавающими рыбками.

Упражнение «Зеркало-2»
Цель: развитие восприятия отраженного.
Материалы: зеркало, краска для рисования руками.
Ход упражнения
Педагог перед зеркалом обращает внимание ребенка на свое отражение. Затем он наносит немного краски на носик и щечки ребенка: глядя в зеркало, ребенок должен видеть происходящее. Затем он должен некоторое время понаблюдать за своим отражением.

Упражнение «Пузырьки»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Материалы: трубка с пузырьками.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание ребенка на трубку с пузырьками и движущуюся в ней рыбку. Ребенок следит за рыбкой взглядом. Затем педагог предлагает малышу поймать рыбку пальчиком. Малыш следит за движущейся рыбкой с помощью пальца.
Развитие слухового анализатора

Упражнение «Звучание»
Цель: развитие умения прислушиваться к звучанию различных предметов.
Материалы: модуль, слуховая емкость.
Ход упражнения
Педагог помещает ребенка на модуль, потряхивает колокольчиком  на расстоянии 60-70 см от груди ребенка, привлекает его внимание.Затем взрослый располагает колокольчик в поле зрения малыша, перемещает колокольчик вправо-влево, вверх-вниз, то приближая, то удаляя его от ребенка.Упражнение повторяется 2-3 раза подряд в течении 3-4 дней, после чего следует заменить колокольчик другими звучащими предметами.

Упражнение «Песенка»
Цель: развитие умения по-разному реагировать на различные мелодии – спокойную и плясовую.
Материалы: аудиозаписи.
Ход упражнения
Педагог поднимает малыша вертикально, лицом к себе. Под веселую плясовую музыку слегка подбрасывает его. Напевая колыбельную песню, взрослый покачивает ребенка, то приближается к его лицу, то удаляется от него.

Упражнение «Застучали ножки»
Цель: развитие умения по – разному реагировать на различные мелодии - спокойную и плясовую.
Материалы: водяной матрац, аудиозаписи.
Ход упражнения
Педагог укладывает ребенка спиной на водяной матрац. Под веселую, плясовую мелодию он берет ножки малыша и ритмично постукивает ими, хлопает в ладоши ручками ребенка.

Упражнение «Присядка»
Цель: развитие умения выполнять плясовые движения под мелодию.
Материалы: водяной матрац, аудиозаписи.
Ход упражнения
Педагог берет малыша под мышки. Под веселую плясовую музыку приподнимает и опускает малыша на ножки. Для того чтобы малыш научился сгибать и разгибать ножки в коленях, приплясывая, используется водяной матрац, который пружинит.

Пособие по использованию сенсорной комнаты
Материал доступен только зарегистрированным пользователям. Войти.

07-04-15_8eceb37_240 Сенсорная комната 

01-04-15_3ee575d_240 Сенсорная комната 

войти

Возможна авторизация через аккаунты в соцсетях

     

Разработано совместно с Ext-Joom.com




Служба психологической помощи



Подписка на новости сайта


captcha 

Контакты

Реквизиты для связи

РФ, г.Чебоксары

pechurina.s@mail.ru

Sveta31251

Вход-окно

Возможна авторизация через аккаунты в соцсетях

     

slogin.info